СТ ЭКСПЕДИЦИЯ ПЕТЕРБУРГ

Снижение грузооборота в портах России: причины и последствия

31 мая 2024

Снижение грузооборота в портах России: причины и последствия
Анализ показателей грузооборота российских портов за первый квартал 2024 года показал, что перевалка в январе-апреле уменьшилась на 3,3%. По отношению к предыдущему году этот показатель снизился на 4,3%. Преимущественно потери наблюдались в области нефтепродуктов и угля. Причинами тому стало эмбарго и незапланированные ремонты на НПЗ. Такая тенденция увеличивает риск уменьшения доходов от экспорта энергоресурсов, которые составляют значительную часть ВВП России. При этом прирост сохранился в показателях удобрений, величина спроса на которые объясняется низкими ценами. Изучая статистику, я решил подробнее разобраться в происходящем.
В первом квартале грузооборот портов РФ составил 228,4 млн. тонн, что на 4,3% меньше за такой же период предыдущего года. Потеря составила 12,8 млн. тонн. При этом сухих грузов стало меньше на 3,4%, а наливных – на 5,1%. Если смотреть более предметно, то в Азово-Черноморском бассейне (АЧБ) произошло снижение на 7, в Балтийском - на 2,2, в Дальневосточном - на 2,5, Арктическом - на 2 млн. тонн. Показатели больше всего снизились по каменному углю (на 15%).
Если говорить о причинах спада, то тут можно выделить несколько факторов. Во-первых, экспорт угля и нефтепродуктов снизился из-за международного эмбарго и ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах (включая внеплановые ремонты из-за ударов беспилотников). Перевалка нефтепродуктов снизилась на 18,5% (до 37,8 млн. тонн). Снижение объемов морских перевозок в отрасли частично также связано с оптимизаций ж/д поставок наливных грузов.
Во-вторых, ценовые разногласия с ОТЭКО привели к снижению до 5,7 млн.тонн перевалки угля в порту Тамань. Этот же показатель снизился в Балтийском бассейне и АЧБ.
В-третьих, морской экспорт угля из РФ в январе—марте снизился на 21% (33 млн. тонн) по сравнению с 2003 годом из-за падения мировых цен. Перевалка каменного угля снизилась на 15% (до 59,5 млн. тонн).
Повлияли также запрет на экспорт бензина, введенный в марте, и снижение переработки нефти. Недозагрузка мощностей НПЗ составила примерно 400 тыс. баррелей в сутки, если сравнивать со средними показателями весеннего цикла. Перевалка наливных грузов снизилась на 5,1% в сравнении с показателями 2003 года.
Отмечалось также снижение спроса на лесную продукцию. Причем закупки снизил Китай и страны СНГ. Вместе с тем наблюдался рост внутреннего потребления древесины в России. Объем лесных грузов сократился на 29,7% (до 621,3 тыс. тонн).
Кроме того, отмечалось снижение перевалки металлопродукции. В частности, перевалка металлолома снизилась на 6,9%, черных металлов — на 9%, цветных металлов — на 23,6%. Это произошло из-за различных факторов. В первую очередь причиной стали дешевые контейнерные ж/д перевозки металлов из Китая.
Приведенные данные показывают значительное снижение грузооборота в портах РФ, особенно в секторах угля и нефтепродуктов, что вызвано экономическими и внешнеполитическими факторами.
Всё ли так плохо?
На фоне общего спада наблюдается прирост перевалки зерна и удобрений. В то же время, сам спрос на данный вид продукции стимулируется ценами, что не может свидетельствовать о существенном увеличении ВВП. Одновременно наблюдается и рост контейнерных перевозок с зерном по железной дороге. Через терминалы РФ в большем объеме экспортируются белорусские удобрения, что может снизить стоимость продукции на внутреннем рынке. Так, за первый квартал экспорт составил 13,9 млн тонн, что на 32,3% больше аналогичного периода прошлого года.
Что будет с ВВП?
Долгое время Россия занимала лидирующие позиции в области экспорта угля, нефтепродуктов, металлов и древесины на мировой рынок. Снижение перевалки данной продукции напрямую влияет на экспортные доходы страны. В результате снижается приток иностранной валюты, что может ослабить национальную валюту и уменьшить покупательную способность экономики.
В то же время порты и связанные с ними транспортные компании (морские, железнодорожные и автомобильные перевозчики) теряют доходы из-за уменьшения объемов грузоперевозок. Это ведет к снижению прибыли и потенциальным сокращениям рабочих мест в этих отраслях.
Необходимость выйти на стабильный уровень прибыли для возмещения собственных затрат при осуществлении перевозок неизбежно приводит к повышению тарифов логистических компаний. Это может увеличить себестоимость продукции, что снизит её конкурентоспособность на международных рынках.
Снижение объемов перевалки в портах влияет на смежные отрасли - логистику, складирование, страхование и ремонт судов. Это может привести к общему снижению экономической активности в припортовых регионах.
Уменьшение грузооборота снижает инвестиционную привлекательность портов, что замедлит экономический рост. Существует также риск снижения выпуска отдельных видов продукции, производство которых зависит от импортных поставок.
Итоги
За первый квартал 2004 года наблюдается снижение грузооборота российских портов по основным экспортным отраслям РФ. Это неизбежно уменьшает экспортные доходы, прибыльность транспортного и смежных секторов, негативно влияет на инвестиции и промышленное производство, а также увеличивает логистические затраты. Даже в совокупности с показателями роста по отдельным видам продукции эти факторы в совокупности могут привести к снижению ВВП, замедлению экономического роста и уменьшению экономической устойчивости страны.
Фото – фотобанк Лори

Снижение грузооборота в портах России: причины и последствия

Анализ показателей грузооборота российских портов за первый квартал 2024 года показал, что перевалка в январе-апреле уменьшилась на 3,3%. По отношению к предыдущему году этот показатель снизился на 4,3%. Преимущественно потери наблюдались в области нефтепродуктов и угля. Причинами тому стало эмбарго и незапланированные ремонты на НПЗ. Такая тенденция увеличивает риск уменьшения доходов от экспорта энергоресурсов, которые составляют значительную часть ВВП России. При этом прирост сохранился в показателях удобрений, величина спроса на которые объясняется низкими ценами. Изучая статистику, я решил подробнее разобраться в происходящем.<br /> В первом квартале грузооборот портов РФ составил 228,4 млн. тонн, что на 4,3% меньше за такой же период предыдущего года. Потеря составила 12,8 млн. тонн. При этом сухих грузов стало меньше на 3,4%, а наливных – на 5,1%. Если смотреть более предметно, то в Азово-Черноморском бассейне (АЧБ) произошло снижение на 7, в Балтийском - на 2,2, в Дальневосточном - на 2,5, Арктическом - на 2 млн. тонн. Показатели больше всего снизились по каменному углю (на 15%).<br /> Если говорить о причинах спада, то тут можно выделить несколько факторов. Во-первых, экспорт угля и нефтепродуктов снизился из-за международного эмбарго и ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах (включая внеплановые ремонты из-за ударов беспилотников). Перевалка нефтепродуктов снизилась на 18,5% (до 37,8 млн. тонн). Снижение объемов морских перевозок в отрасли частично также связано с оптимизаций ж/д поставок наливных грузов.<br /> Во-вторых, ценовые разногласия с ОТЭКО привели к снижению до 5,7 млн.тонн перевалки угля в порту Тамань. Этот же показатель снизился в Балтийском бассейне и АЧБ.<br /> В-третьих, морской экспорт угля из РФ в январе—марте снизился на 21% (33 млн. тонн) по сравнению с 2003 годом из-за падения мировых цен. Перевалка каменного угля снизилась на 15% (до 59,5 млн. тонн).<br /> Повлияли также запрет на экспорт бензина, введенный в марте, и снижение переработки нефти. Недозагрузка мощностей НПЗ составила примерно 400 тыс. баррелей в сутки, если сравнивать со средними показателями весеннего цикла. Перевалка наливных грузов снизилась на 5,1% в сравнении с показателями 2003 года.<br /> Отмечалось также снижение спроса на лесную продукцию. Причем закупки снизил Китай и страны СНГ. Вместе с тем наблюдался рост внутреннего потребления древесины в России. Объем лесных грузов сократился на 29,7% (до 621,3 тыс. тонн).<br /> Кроме того, отмечалось снижение перевалки металлопродукции. В частности, перевалка металлолома снизилась на 6,9%, черных металлов — на 9%, цветных металлов — на 23,6%. Это произошло из-за различных факторов. В первую очередь причиной стали дешевые контейнерные ж/д перевозки металлов из Китая.<br /> Приведенные данные показывают значительное снижение грузооборота в портах РФ, особенно в секторах угля и нефтепродуктов, что вызвано экономическими и внешнеполитическими факторами.<br /> Всё ли так плохо?<br /> На фоне общего спада наблюдается прирост перевалки зерна и удобрений. В то же время, сам спрос на данный вид продукции стимулируется ценами, что не может свидетельствовать о существенном увеличении ВВП. Одновременно наблюдается и рост контейнерных перевозок с зерном по железной дороге. Через терминалы РФ в большем объеме экспортируются белорусские удобрения, что может снизить стоимость продукции на внутреннем рынке. Так, за первый квартал экспорт составил 13,9 млн тонн, что на 32,3% больше аналогичного периода прошлого года. <br /> Что будет с ВВП?<br /> Долгое время Россия занимала лидирующие позиции в области экспорта угля, нефтепродуктов, металлов и древесины на мировой рынок. Снижение перевалки данной продукции напрямую влияет на экспортные доходы страны. В результате снижается приток иностранной валюты, что может ослабить национальную валюту и уменьшить покупательную способность экономики.<br /> В то же время порты и связанные с ними транспортные компании (морские, железнодорожные и автомобильные перевозчики) теряют доходы из-за уменьшения объемов грузоперевозок. Это ведет к снижению прибыли и потенциальным сокращениям рабочих мест в этих отраслях.<br /> Необходимость выйти на стабильный уровень прибыли для возмещения собственных затрат при осуществлении перевозок неизбежно приводит к повышению тарифов логистических компаний. Это может увеличить себестоимость продукции, что снизит её конкурентоспособность на международных рынках.<br /> Снижение объемов перевалки в портах влияет на смежные отрасли - логистику, складирование, страхование и ремонт судов. Это может привести к общему снижению экономической активности в припортовых регионах.<br /> Уменьшение грузооборота снижает инвестиционную привлекательность портов, что замедлит экономический рост. Существует также риск снижения выпуска отдельных видов продукции, производство которых зависит от импортных поставок. <br /> Итоги<br /> За первый квартал 2004 года наблюдается снижение грузооборота российских портов по основным экспортным отраслям РФ. Это неизбежно уменьшает экспортные доходы, прибыльность транспортного и смежных секторов, негативно влияет на инвестиции и промышленное производство, а также увеличивает логистические затраты. Даже в совокупности с показателями роста по отдельным видам продукции эти факторы в совокупности могут привести к снижению ВВП, замедлению экономического роста и уменьшению экономической устойчивости страны.<br /> Фото – фотобанк Лори<br />

Снижение грузооборота в портах России: причины и последствия

Снижение грузооборота в портах России: причины и последствия

Снижение грузооборота в портах России: причины и последствия

Снижение грузооборота в портах России: причины и последствия

Снижение грузооборота в портах России: причины и последствия

Снижение грузооборота в портах России: причины и последствия

Получите бесплатный расчет

Оставьте свои контактные данные, наши специалисты свяжутся с Вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

Запросить стоимость
СТ ЭКСПЕДИЦИЯ ПЕТЕРБУРГ
«СТ ЭКСПЕДИЦИЯ ПЕТЕРБУРГ» работает на рынке перевозок и экспедирования грузов с 2018 год
198095
Россия
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
ул. Маршала Говорова, 35 офис № 327, 3 этаж Почта:
+7 (812) 740-21-93
mail@cttrans.ru

ОШИБКА: Не задан URL картинки (заполните свойство Ссылка на картинку или Ссылка на миниатюру)

,